Вопросы

Другие вопросы

Конституция Российской Федерации

В последние годы прослеживается интенсивное развитие информационных отношений на территории России.

 

Неотъемлемой составляющей государственно-правового регулирования в условиях современного общества является правовое управление информационной средой, т.е. сферой деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.

 

Гарантированное ст. 29 Конституции Российской Федерации право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом заложило основу развития информационных отношений в России.

 

Права и свободы человека и гражданина, связанные с обращением информации, определены Конституцией Российской Федерации и включают:

  • право доступа к информации, затрагивающей права, свободы и обязанности человека и гражданина, право на тайну частной жизни (ст. 23 и 24)
  • право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29) 

 

Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений, гарантирующих обеспечение информационных прав:

 

1) защита прав субъектов в информационной сфере в Российской Федерации в достаточной степени определена и закреплена в Конституции Российской Федерации, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина;

 

2) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

 

3) важной особенностью положений Конституции Российской Федерации является право каждого человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения;

 

4) Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность по обеспечению каждому заинтересованному лицу возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

 

5) Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом;

 

6) граждане имеют практическую возможность узнать информацию о деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных формирований. 
Однако сложность заключается в отсутствии правовой регламентации самого механизма реализации права на доступ к информации.

 

Вместе с тем проблема доступа к информации оборачивается проблемой информационной открытости различных систем, или, используя другой популярный термин, информационной прозрачности общественных отношений и деятельности различных социальных, государственных и общественных систем.

 

Таким образом, проблемы, возникающие при реализации права на информацию, можно свести к следующим:

  • несовершенство механизма поиска имеющейся информации или усложненность этого механизма, ухудшающая процесс доступа к ней;
  • необоснованные правовые ограничения на доступ к информации, несмотря на наличие соответствующих норм в законодательстве;
  • отсутствие механизма ответственности должностных лиц органов государственной власти за нарушения прав граждан в информационной сфере.

 

В развитие понятия информации как объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина и в развитие норм Конституции Российской Федерации в последующем был принят ряд документов.