Вопросы

Другие вопросы

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ

касаемо официальных интернет-ресурсов (сайтов) органов государственной и муниципальной власти, открытого правительства и открытых данных (последнее изменение 15.03.2016г.)

С 2010 года наблюдается интенсивное развитие информационных отношений на территории России. Принят целый ряд федеральных законов, федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

 

Неотъемлемой составляющей государственно-правового регулирования в условиях современного общества является правовое управление информационной средой, т.е. сферой деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Подробнее

Необходимо отметить, что открытость и прозрачность деятельности власти ,  обеспечение общественного участия в процессе формирования и реализации государственной политики являются условиями развития демократии и построения гражданского общества.

 

Официальный сайт государственного органа перестал быть просто атрибутом современной политики. Сегодня это самое эффективное средство распространения официальной информации о деятельности органов власти среди неограниченного круга лиц.

 

Наличие у органов власти полноценных официальных сайтов дисциплинирует властные структуры. Органы власти, которые обязаны рассказывать о своей деятельности в интерактивном режиме ,  вынуждены относиться более ответственно к исполнению возложенных на них обязанностей .

 

С 1  января 2010  г.  вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009  г .  № 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,  предусматривающий базовые требования к составу информации,  которая должна быть размещена на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Для реализации указанного федерального закона принято постановление

Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»,  утверждающее детальный перечень несекретной информации,  обязательной для размещения федеральными ведомствами на официальных сайтах,  а также принят приказ Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г.  № 470, определяющий требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти.

 

В целях выявления степени соответствия официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти требованиям законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Минэкономразвития России регулярно проводятся соответствующие исследования.

Конституция Российской Федерации: право на доступ к информации

Гарантированное ст. 29 Конституции Российской Федерации право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом заложило основу развития информационных отношений в России.


Права и свободы человека и гражданина, связанные с обращением информации, определены Конституцией Российской Федерации и включают:

- право доступа к информации, затрагивающей права, свободы и обязанности человека и гражданина, право на тайну частной жизни (ст. 23 и 24)

- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29)

 

Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений, гарантирующих обеспечение информационных прав.

 

Однако сложность заключается в отсутствии правовой регламентации самого механизма реализации права на доступ к информации.

Вместе с тем проблема доступа к информации оборачивается проблемой информационной открытости различных систем, или, используя другой популярный термин, информационной прозрачности общественных отношений и деятельности различных социальных, государственных и общественных систем.

Таким образом, проблемы, возникавшие при реализации права на информацию, можно было свести к следующим:

- несовершенство механизма поиска имеющейся информации или усложненность этого механизма, ухудшающая процесс доступа к ней;

- необоснованные правовые ограничения на доступ к информации, несмотря на наличие соответствующих норм в законодательстве;

- отсутствие механизма ответственности должностных лиц органов государственной власти за нарушения прав граждан в информационной сфере.

 

В развитие понятия информации как объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина и в развитие норм Конституции Российской Федерации в последующем был принят ряд документов.

N 8-ФЗ от 09.02.2009: механизм и ответственность за нарушение

N 8-ФЗ от 9 февраля 2009 г. — механизм реализации права на доступ к информации

До принятия закона N 8-ФЗ от 9 февраля 2009 г. в России отсутствовал опыт законодательного регулирования доступа к информации о деятельности органов власти.

 

Закон впервые законодательно закрепил многие положения, которые ранее отсутствовали в российском законодательстве:

- информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- пользователь информацией и их права;

- обращение в виде электронного документа в качестве запроса пользователя;

- официальный сайт органа власти.

 

Закон возложил на органы государственной власти и органы местного самоуправления серьезные обязательства.

 

Ранее не был определен конкретный механизм реализации конституционного права каждого на доступ к информации, затрагивающей его права и свободы. Не была установлена и ответственность государственных и муниципальных органов и должностных лиц за его нарушение.

 

Закон устанавливает порядок контроля и надзора за соблюдением права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Функции контроля за обеспечением доступа к информации возлагаются на уполномоченных должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

 

Согласно ч. 3 ст. 24 Закона надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

 

Закон претерпел большое число изменений, последнее из которых — ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014.

 

Публикация открытых данных на официальных интернет-сайтах значительно повышает уровень сайта в различных рейтингах

2013 год — открытое правительство, открытые данные

 

Раскрытие информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в форме открытых данных является одной из базовых задач при формировании системы «Открытое правительство».

 

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" предписано «..до 15 июля 2013 г. обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации».

 

Кроме того, ряд нормативных документов обязывает создать и определяет порядок размещения на сайтах органов исполнительной власти и местного самоуправления общедоступной информации в форме открытых данных.

 

Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, определены приказом Минкомсвязи России от 27.06.2013 N 149.

 

Определены обязательные способы публикации открытых данных:

- через раздел открытых данных на официальном сайте государственного (муниципального) органа в сети «Интернет»

- через портал открытых данных государственного (муниципального) органа в сети «Интернет».

Что дальше? Совершенствование законодательства

Версия для слабовидящих с 1 января 2016 года

В течение 2015 года неоднократно отмечались изменения законодательства касаемо официальных интернет-ресурсов органов государственной и муниципальной власти.

 

С 1 января 2016 года все официальные сайты госорганов и органов МСУ должны иметь версию для слабовидящих согласно N 419-ФЗ от 1 декабря 2014 г.

 

А также согласно ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

 

Примеры как должна выглядеть версия для слабовидящих на официальных сайтах администрации, думы, контрольно-счетной палаты.

Серверы на территории РФ с 1 июля 2015 года

С 1 июля 2015 года серверы информационных систем государственных и муниципальных органов должны размещаться на территории России.

 

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 531-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

 

В КоАП РФ вносена ст. 13.27.1, вводящая наказание за нарушение требования о размещении серверов на территории России — штраф 3-5 тыс. руб. для должностных лиц, и 30-50 тыс. руб. для юридических лиц.

Сайты созданные в ЕСГМС всегда соответствуют действующему законодательству

Модернизация сайта заблаговременно и без доплаты

Все модернизации официальных сайтов созданных в ЕСГМС, связанные с изменением нормативно-правовой базы, производятся заблаговременно (до вступления закона в силу)  и без доплаты.

Помощь в составлении ответов для контролирующих и проверяющих органов

В случае возникновения вопросов со стороны контролирующих и проверяющих органов к официальному сайту — мы помогаем составить аргументированный ответ, с приложением необходимых технических документов.

Как получить сайт?

Позвоните нам бесплатно по телефону 8-800-200-99-07 или заполните форму ниже.

Готовый сайт вы получите в течение 1 дня с момента заключения договора.